Вяжищский монастырь великий новгород

Монастырь в эпоху расцвета (конец XVII-начало XVIII веков)

Вид второклассного Николаевского Вяжищского монастыря. XIX в.

В XVII веке монастырь пользовался покровительством первых царей из династии Романовых. В 1670-80-х годах к нему были приписаны Николаевский Понедельский и Спасский Сяберский монастыри. Инициатором радикальной перестройки монастыря в конце XVII века был Боголеп Саблин (с 1683 по 1697 год — настоятель Николо-Вяжищский монастыря), которого современники характеризуют как человека честолюбивого, хорошо известного в Москве и имеющего тесные связи в среде высшего духовенства. Существует устойчивое мнение, что Боголеп разделял идеи Никона, уже лишенного патриаршего сана и скончавшегося к этому времени. В борьбе за преобладание духовной власти над светской Никон стремился создавать строения, которые по размерам, архитектурным формам и отделке превосходили бы царские. В осуществлении замыслов Боголепа мог участвовать и Новгородский митрополит Евфимий III. Евфимий был знаком с Никоном, разделял его взгляды, любил пышность и помпезность. Строители в Вяжищах были приглашены, вероятно, из Москвы. Столичные мастера учли специфику новгородских условий и особенности новгородской архитектуры. В зданиях сочетаются московская пышность с новгородской строгостью.

Внешние видеофайлы
Николо-Вяжищский монастырь вблизи Новгорода. Архитектура 1681-1708 годов.

До наших дней постройки конца XVII века сохранились: Никольский собор (во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских) (1681—1683 годы, освящен в 1685 году митрополитом Новгородским Корнилием), трапезная с церквами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Вознесения Господня (1694—1698 годы), галерея, соединяющая их и имеющая два парадных крыльца. В начале XVIII века в северной части монастыря были построены два каменных корпуса: двухэтажный с кельями для братии и одноэтажный хозяйственный корпус. Первоначально монастырский ансамбль окружала деревянная ограда. В начале XIX века её заменила каменная.

Никольский собор представляет из себя двухэтажную трехапсидную пятиглавую постройку, с южной и северной сторон она имеет каменные галереи со сводами. С западной стороны фасада находится крыльцо с двумя «полатками», которые увенчаны шатрами (они были утрачены и восстановлены на основе описи 1698 года). Декоративное убранство и сам тип постройки обнаруживают стилистическое сходство с храмами в Поволжье. В полукруглых нишах по верхней части фасада храма сохранились росписи XIX века. Краски накладывались на кирпичную поверхность, поэтому фигуры словно проявляются через поверхность стены. В 1691 году нижний храм собора над могилой святителя Евфимия Новгородского, был освящен в его честь. Здесь находились его мощи и вериги. В настоящее время обе церкви действующие.

В восточной части трапезной располагались две церкви: церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова (освящена 8 декабря 1702 года) и церковь в честь Вознесения Господня (освящена 2 декабря 1708 года). Церковное крыло здания должны были венчать пять глав, но во время бури 1698 года ненастье снесло кровлю и храм после восстановительных работ в 1702 году получил одноглавое завершение. Пятиглавие было восстановлено только после проведения реставрационных работ в 2005 году. Трапезная палата, находящаяся на высоком подклете, соединяет церковь с Никольским собором. Подклет использовался для хозяйственных помещений: погребов и кладовых. В западной части здания находились настоятельские покои. Над ними в 1708 году была сооружена восьмигранная двухъярусная колокольня, над которой возвышаются пять глав. В настоящее время обе церкви трапезной находятся в стадии реставрационных работ и богослужение там не проводится.

Особенностью построек конца XVII века является использование цветных изразцов — ленточными фризами они опоясывают здание монастыря, украшают наличники окон. На небольших изразцах изображались цветочные букеты в вазе или геометрические фигуры. Более крупные изразцы разнообразны по рисунку. На них изображены единорог, лев, конь, двуглавый орел, крест… Изразцы, изображающие животных одинаковы по окраске: фон бирюзовый, тело желтое, грива, хвост, копыта окрашены в белый, синий или коричневый цвета. Наиболее красочно изразцовое убранство трапезной, а особенно — церкви Иоанна Богослова. Нижний ярус трапезной, где размещались служебные и хозяйственные помещения, лишен изразцов, все они украшают верхние пространства здания. Вопрос происхождения изразцов не решен. Они могли изготавливаться в мастерской при Валдайском монастыре. Могли быть привезены из Москвы или Ярославля, возможно, были местного новгородского производства.

Изразцовые сюжеты Николо-Вяжищского монастыря

  • Единорог

  • Крест

  • Лев

Монастырь во 2 половине XVIII-начале XXI века

По штатам 1764 года Николо-Вяжищский монастырь включили в число второклассных; все его земли были секуляризованы. В XVIII—XIX веках на его территории располагалась монастырская тюрьма.

В 1920 году монастырь был закрыт и отошёл к местному колхозу. На втором этаже трапезной палаты располагалась школа. В Никольском соборе богослужения продолжались еще около 15 лет. Настоятель монастыря архимандрит Серафим (Велицкий) в 1920 году был рукоположен в епископа Крестецкого, викария Новгородской епархии.

Здания монастыря сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны.

В 1958 году под руководством архитектора-реставратора Л. Е. Красноречьева в монастыре начались обмерные и исследовательские, а с 1964 года по начало 1990-х — реставрационно-восстановительные работы.

В 1988 году Николо-Вяжищский монастырь был возвращен церкви. 31 марта 1990 года митрополит Новгородский и Ленинградский Алексий (Ридигер) совершил освящение нижнего храма в честь святителя Евфимия, архиепископа Новгородского. Монастырь стал женским и с 1995 года ставропигиальным.

Храмы монастыря:

  1. Соборная церковь Николая Чудотворца и Евфимия Вяжищского
  2. Церковь Иоанна Богослова с трапезной церковью Вознесения Господня

Другие постройки и объекты монастыря:

  1. Галерея-переход с крыльцами
  2. Святые врата (XIX в.)
  3. Стены ограды (XIX в.)
  4. Северо-восточная башня ограды (XIX в.)
  5. Юго-восточная башня ограды (XIX в.)
  6. Южная башня ограды (XIX в.)
  7. Хозяйственные (проездные) ворота
  8. Западные ворота
  9. Келейный корпус (XVIII в.)
  10. Монастырская постройка
  11. Хозяйственная постройка
  12. Жилые, служебные и хозяйственные постройки
  13. Некрополь
  14. Пруды
  15. Хозяйственная территория (огороды)

Примечания

  1. Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского (Полное собрание русских летописей. Т. XLIII) / Подгот. текста О. Л. Новиковой; подгот. приложения В. И. Легких и И. В. Федоровой. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 368 с. ISBN 5-94457-046-6 (PDF)
  2. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с //»Ізборник». Історія України IX—XVIII
  3. 1 2 Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб.:Нестор-История, 2007 ISBN 978-5-98187-236-5
  4. Боголеп Саблин на tihvin.pro. Крайне низкая оценка его личности, основанная на документах, характеризующих его отношения к крестьянам. (недоступная ссылка). Проверено 14 октября 2014. Архивировано 25 октября 2014 года.
  5. 1 2 Николо-Вяжищский монастырь на сайте novgorod.ru.
  6. Митрополит Евфимий III на официальном сайте Новгородской епархии. Биография.
  7. Эта точка зрения основывается на низкой оценке новгородских мастеров этого времени. Документальных свидетельств данного факта не сохранилось.
  8. Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь. Великий Новгород. 2011. С. 4.
  9. К ним можно отнести: наличники окон в виде двойных кокошников, вертикальные и горизонтальные фризы из ширинок с изразцовыми заполнениями, аркатурные пояса барабанов.
  10. Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь. Великий Новгород. 2011. С. 5.
  11. Различные точки зрения на происхождение изразцов.

Ссылки

  • Официальный сайт Николо-Вяжищского монастыря
  • Николо-Вяжищский монастырь на портале novgorod.ru
  • Николо-Вяжищский монастырь
  • Изразцы Николо-Вяжищского монастыря
  • Вяжищский монастырь: шесть столетий истории

Действующий женский Николо-Вяжищский монастырь расположен в ближайших окрестностях Великого Новгорода. Он носит статус ставропигиального, то есть независимого от местной епархиальной власти, подчиняющегося непосредственно патриарху или синоду. Архитектурные сооружения обители являются бесценным памятником культуры Новгородской земли. Монастырь славится необыкновенным разнообразием изразцов, украшающих здание храмового комплекса.

Николо-Вяжищский монастырь.

Николо-Вяжищский монастырь был основан в XIV веке тремя благочестивыми иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. В грамоте, датируемой 25 августа 1391 года, Вяжищский монастырь упоминается наряду с Юрьевым, Палеостровским и Муромским. Новгородские летописи упоминают монастырь лишь в 1411 году.

  • Аэропанорама Николо-Вяжищского монастыря

В «Житии новгородского архиепископа Евфимия», который взял монастырь под свое покровительство, рассказывается о том, что его основатели-монахи насильственным путем завладели участком земли, где построили свои кельи и первую деревянную церковь. Окрестные крестьяне длительное время вели судебную тяжбу с монастырем, но, как это обычно случалось в то время, проиграли ее.

Архиепископ Евфимий известен в истории Новгорода, как крупный политический деятель. Он возглавлял новгородскую церковную кафедру в пору становления единого Русского централизованного государства и был ожесточенным противником воссоединения русских земель с Великим Московским княжеством. Евфимий проводил в городе и окрестностях большое строительство. Он обновил и украсил Софийский собор, поставил Владычную (Грановитую палату), возвел Часозвонню, перестроил «на старой основе» несколько церквей.

С пребыванием Евфимия архиепископом Новгородским начался расцвет монастыря: постройка первых каменных храмов (не сохранились до наших дней), расширение владений монастыря вплоть до земель в нынешней Карелии.

В 1458 году покровитель Вяжищского монастыря новгородский архиепископ Евфимий II умер. Монахи пышно обставили захоронение архиепископа здесь же, в монастыре, чтобы сделать его местом поклонения многочисленных паломников. Пошли разговоры о том, что камень на могиле Евфимия приносит исцеление от болезней, как и вериги его.

В начале XVII века во время шведского нашествия монастырь пострадал, но по окончании иноземной оккупации, пользуясь особым покровительством царя Михаила Федоровича, быстро восполнил свои богатства. К этому периоду истории монастыря относятся сохранившиеся до наших дней постройки: Никольский собор (1681-1683 гг.), трапезная с церквами Иоана Богослова и Вознесения (1694-1698 гг.), галерея, соединяющая их и имеющая два парадных крыльца. В начале XVIII века в северной части монастыря были построены два каменных корпуса: двухэтажный с кельями для братии и одноэтажный хозяйственный. Первоначально монастырский ансамбль окружала деревянная ограда. В начале XIX века её заменила каменная.

Особую красоту, яркую отличительную черту среди других монастырей новгородской земли, ансамблю Вяжищского монастыря придают изразцы. Они используются как вставки на галереях, введены в декор крылец, применены в нишах стен, в обрамлении окон и двери, проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестничных всходов, барабанов глав.

Исследователи разделяют вяжищские изразцы на 3 группы: небольшие по размерам с мелким рисунком, печные (21,5х22,5), помещенные высоко в основании на крыльцах и галереях Никольского собора, средние (30,5х31,5) и большие (37,5х38), используемые специально для декора фасадов. Встречаются изразцы, представляющие собой плитки, соединенные под прямым углом, изразцы со средним углом, которые применялись при украшении оконных наличников. Монументальная вяжищская керамика характерна четкими и яркими рисунками, хорошо видными, даже если плитки размещены на большой высоте.

На небольших изразцах чаще всего изображались цветочные букеты в вазоне и геометрические фигуры. Средние и большие изразцы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог (в восьмерике колокольни), двуглавый орел ( в верхней фризе второго яруса трапезной), крест, ваза с крупным цветком-плодом и т.д. Это многообразие сюжетов особенно заметно на ц. Иоанна Богослова. Причем нижний ярус ее, где размещались служебные и хозяйственные помещения, свободен от изразцов, второй же ярус буквально поражает обилием изразцовых украшений, подчеркивающих значимость верхнего этажа.

В 1989 году Вяжищский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Первая Литургия была совершена 11 сентября 1989 года, а 31 марта 1990 года состоялось освящение нижнего храма в честь св. Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца. Первое Богослужение в нем совершал митрополит Ленинградский и Новгородский, в последствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его благословению монастырю было определено быть женским.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *