Юпшарский каньон абхазия

Отзыв: Экскурсия на Хашупсинский каньон (Абхазия, Гагра) — Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.

Приехав в Абхазию, нам очень хотелось, кроме стандартных туристических объектов, увидеть что-то такое, что выходит за рамки экскурсионных программ, нам хотелось туда, где нет толп туристов.
Нам очень повезло, потому что такое местечко нашлось совсем рядом с поселком Цандрипш, где мы жили — Гостевой дом «Джугелия» (Абхазия, Цандрипш) — По планете в круговерти Ходит с нами Бог. Есть в Абхазии, поверьте, Райский уголок.
Это Хашупсинский каньон. А приехали мы в небольшому искусственному озеру на окраине села Хашупсе, в котором живет всего около двухсот человек. Здесь все имеет такое название — река, село, каньон)
Причем какого-либо перевода или значения у этого слова нет, как ни странно. Летом здесь что-то мини-базы отдыха. Сейчас здесь шлагбаум открыт и вход бесплатно, в летний сезон проход на каньон — 50 рублей, типа, экологический сбор.

Кстати, в озере мы увидели форель.

В этой коряге дети увидели прекрасного лебедя, а с увидела бабу Ягу с артритом:))

Несколько беседок прямо на берегу реки, да уж, летом тут классно.

Сейчас еще не было никаких экскурсий, все начинается с июня месяца. Но у нас было решение, что мы дойдем до Турецкой крепости пешком. Было одно опасение по поводу перехода каньона, но мы надеялись, что нам повезет:)

Мы приехали сюда с нашим уже почти другом, но все равно таксистом, он пошел с нами в поход с нами.

Сначала дорога шла по берегу реки, идти было совсем не сложно, хотя ни о каких оборудованных дорожках речи и не шло. Здесь совсем не массовый туристический маршрут, здесь еще человек не разрушил то, что создала природа за многие века.

Хашупсе — горная река, которая образовалась при слиянии двух других рек, это Жеопсе и Сандрипш, она совсем не длинная и впадает в Черное море недалеко от русско-абхазской границы.
Весной, когда начинается таяние ледников, она полноводная и бурная.

Есть у реки Хашупсе и своя маленькая легенда.
6 мая абхазские армяне отмечают праздник День Святого Георгия Победоносца, а деревня Хашупсе состоит на 99 % из армян, так вот они приезжают в Цандрипшский храм, ставят туда свечи, а потом огарки свечей, которые были поставлены За Упокой выбрасывают именно сюда, в реку Хашупсе, потому что по древнему поверию до впадения в Черное море, она проходит по подземного миру и значит донесет огарки свечей до тех, кому они предназначены.
Про Цандрипшский храм я вам рассказывала в отзыве — Отдых в пос. Цандрипш (Абхазия, Гудаутский район) — Страна Души, где благодать витает, Где море звездный свет ночами отражает…

А дальше наш путь лежит через самшитовую рощу.
Увы и ах, здесь тоже побывала эта бабочка-огневка, самшит полностью уничтожен…

Никакие другие растения не страдают от этого насекомого, все вокруг растет и цветет, только самшит уничтожен.

А наша дорога чуть-чуть отклоняется от реки и мы входим в чащу леса.

Здесь тоже встречается самшит, но его гораздо меньше.

И снова мы как будто попадаем в какие-то декорации к сказкам или даже ужастикам.

Мы подошли к самому узкому месту ущелья, чтобы попасть в Турецкую крепость, здесь надо спуститься вниз и пройти через этот узкий проход, а потом поднявшись снова на высокий берег идти дальше, по верху прохода нет, перед нами огромная скала.
Мы, конечно, очень расстроились, хотя были предупреждены и готовы к тому, что вода поднялась и по камням в ущелье мы может на пройти.
Мы прошли половину длины каньона, вся длина — около одного километра.

Хашупсе здесь бурлит и вздымается, как будто вырвалась из каменного плена каньона.

В этом месте река самая широкая, около 7 метров.

Стены каньона — это известняковые породы.

В каньоне мы встретили мужчину, который просто гулял там, не знаю, кто он, может быть местный житель, но он нас особо не интересовал, а вот его спутник — да. Это был красивый пес Айдар, мы отдали ему все бутерброды, но вот его серьезный вид, честно говоря, не позволил нам его потискать и поиграть, хотя хозяин и разрешил.

Сестрица начинает меня дразнить, подходя совсем близко к краю и делая вид, что ах-ах, как страшно) Ноя больше на нее не ведусь и ей быстро это надоело:)

А здесь такая красотища. Эти свисающие лианы, как косы, смотрятся просто потрясающе.

Кое-где они спускаются до самой воды, и тут же фантазия вырывается у сестры из под контроля и началось: Рапунцель моет свои волосы, гномики спускаются по сплетенным лестницам из пещер и т. д.
Стенки каньона такие интересные, слоистые и тут же новая версия: торт «Наполеон»:))

Очень красиво, мы просто загляделись на все это творение природы.

А мы возвращаемся обратно, красота вокруг просто завораживает, здесь нет толп туристов, здесь тишина и покой, не зря говорят, что у всех животных, кроме человека, хватает ума не портить природу.

На окраине деревни Хашупсе стоит небольшой памятник. Он посвящен целому народу с благодарностью.
«Амшенские армяне благодарны абхазскому народу за прием во время геноцида 1915 г.
Геноцид помним! За жизнь благодарим!»

Вот такой была наша поездка в Хашупсинский каньон.
Сначала хотела промолчать, но все-таки обращу внимание на тупо созданный отзыв, никакого отношения это место не имеет к Гагре. Я даже не буду пытаться писать, чтобы исправили название. Зачем? Я уже писала, что поселок Цандрипш НЕ находится в Гудаутском районе, вы думаете исправили, да и не подумали, просто ответили мне: спасибо, за уточнение и ВСЕ.
Неприятно мне вводить в заблуждение будущих туристов, но как видите недалекие и не особо умные и даже не особо ответственные люди, те которые должны следить за порядком.

Очень жаль, что мы не смогли добраться до Турецкой крепости, но как сказал наш провожатый: будет повод вернуться))
А я уверена, что в Абхазию мы еще обязательно приедем.
Поверьте, внимания заслуживают не только общеизвестные туристические объекты, но и вот такие места, как Хашупсинский каньон.
Будете в этих краях, найдите время и прогуляйтесь по тропинкам, где не ходят толпы туристов, вы получите огромное удовольствие…
Мы остались поездкой очень довольны, примерно 2,5 часа мы провели здесь, на дорогу у нас ушло чуть больше часа в оба конца, дорога экстремальная, так что «американские горки» нам уже не страшны:)))

Путешествуйте с удовольствием!

О каньоне

По глубокому каньону течет река Юпшара, общая длина которой составляет 12 км. Река за много тысяч лет размыла гигантскую трещину в скале, образовавшуюся во время землетрясения. Свой исток река берет в горном озере Рица, расположенном на Западном Кавказе. Впадает река Юпшара в реку Гега, которая принадлежит к бассейну Черного моря. Вода в реке Юпшара чистая и прозрачная, с легким голубоватым оттенком.

Юпшарский каньон имеет второе название – «Каменный мешок». «Каменным мешком» его прозвали неспроста. Каньон имеет протяженность 8 км, высота скал составляет около 400 метров, и при этом расстояние между верхушками скал не превышает несколько десятков метров. Изнутри каньона видна только узкая полоса неба, в нем всегда царит полумрак и создается впечатление, будто находишься внутри каменного мешка.

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам:+7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Огромные величественные скалы, возвышающиеся по обе стороны, приводят в восторг от своей грандиозности. Солнечный свет практически не проникает в каньон, из-за этого в нем всегда прохладно. Благодаря высокой влажности отвесные скалы украшают многовековые зеленые и красные мхи, самшит и вечнозеленый плющ.

Самое узкое место каньона называется Юпшарские ворота. Здесь расстояние между верхушками скал составляет всего лишь 20 метров, а изнутри каньона кажется, будто они и вовсе сомкнулись. Сразу после Юпшарских ворот начинается крутой подъем, который ведет к озеру Рица.

Немного дальше Юпшарских ворот расположен красивый водопад «Мужские слезы». Возле каньона лежит огромный обломок скалы, который носит романтическое название «Камень поцелуев».

На пути к озеру расположена смотровая площадка под названием «Прощай родина», с которой открывается великолепный вид на окрестности. Как гласит придание, здесь в период Второй Мировой войны оборвался со скалы и разбился автобус с солдатами Красной армии. Рядом со смотровой площадкой находится источники с кристально чистой и вкусной водой.

Возле Юпшарского каньона река Гега проходит через карстовое ущелье и с высоты 70 метров падает вниз, образуя прекрасный Гегский водопад. Возле этого водопада снималась смертельная схватка Шерлока Холмса с профессором Мориарти и отдельные эпизоды фильмов «Рикки-Тикки-Тави» и «Спортлото 82».

Цандрипшский каньон

Древний самшитовый лес

Экскурсия возможна с апреля по ноябрь

Мхи, живущие на стволах деревьев, разрослись здесь в таком изобилии, что заполнили собой все потаённые кусочки леса. Ярко-зеленые, тёмно-коричневые, серебряные, черные цвета и разнообразные оттенки этого удивительного уголка природы рождали в голове образы заколдованных диких лесов из волшебных сказок мистера Толкиена. Здесь я повстречалась с местным жителем таких мест чёрной гадюкой, которая испугавшись, уплыла от меня быстрыми волнообразными и вполне грациозными движениями.

Немного придя в себя от активных и нескучных скачек по бугристой и усыпанной булыжниками дороге, мы незамедлительно отправились в путь, На поиски заветного каньона.

Минас и Алина настоятельно рекомендовали нам одеть легкие резиновые тапки и переодеться в купальники. Как оказалось впоследствии, не случайно. По пути мы присоединились к еще одной группе людей и вместе отправились на долгожданную встречу.

Вода в горной речке — тёплая и приятного бело-зеленого цвета. Белый оттенок ей видимо придает осадок известковых пород, которая является основной в этой местности.

Самое начало каньона

Красота природы очень удивила нас. Это и свисающие со склонов ущелья кривые, поросшие разнообразной растительностью лиственные деревья; и светящаяся, играющая в солнечных бликах вода; и разных размеров глыбы камней, разбросанные по долине чьей-то гигантской рукой; и встречающиеся по пути серо-зеленые лягушки и юркие ящерицы. Стены каньона воплотились в образе древней крепостной стены, когда-то воздвигнутой в этих местах, чтобы охранять этот чудный уголок от непрошеных гостей. Но вот мы здесь. Прошло очень много времени и стены заросли влаголюбивой ярко-зеленой растительностью, а хозяйка этих мест устроила нам радушный прием.

Потрясающая красота! Удивительное искусство природы. Вечная хозяйка сих мест — добрая, бескорыстная Матушка-Природа. То, что предстало перед нашими глазами, простыми словами описать невозможно. Еще один неповторимый уголок Абхазии останется в нашей памяти навсегда.

Вернувшись на гравийный островок, мы вкусно отобедали в зарослях самшитового леса. Потом позагорали и обсохли. Впереди нам предстоял уже знакомый, но не менее интересный путь назад.

Рельеф континентального(материкового) склона и его подножья.

Континентальный (материковый) склон расположен в интервале глубин от 200-1500 до 3000-3500 м. Реже он опускается еще глубже. Так, у Австралии его глубина достигает почти 5000 м. Ширина склона — не более 200 км. Он связывает два главных гипсометрических уровня Земли — поверхность континентов и дно океанов. По нему идет массовое перемещение материала в океанические глубины. Его верхняя граница обычно четкая — это бровка шельфа, нижняя граница с ложем океана менее отчетливая из-за мощного шлейфа осадков в основании склона. Иногда граница проводится по геофизическим данным там, где выклинивается гранитно-метаморфический фундамент и резко утоняется до 5-7 км земная кора .Крутизна континентального склона зависит от его геологического и тектонического строения. Обычно средний уклон склона не превышает 4-7°, но может достигать 30° и более. Продольные разломы обусловливают ступенчатое его строение, что наблюдается вдоль восточного побережья Южной Америки, Южной Африки и др. Местами континентальный склон осложнен тектоническими поднятиями — хребтами, возвышенностями или аккумулятивными валами. Выделяют аккумулятивный, денудационный типы склона и промежуточный между ними денудационно-аккумулятивный. Аккумулятивный склон в большинстве случаев слагается терригенными осадками, представленными илами с примесью песков. Эти осадки поступают с шельфа течениями, сбрасываются за его пределы, наращивая его в виде последовательно наслаивающихся друг на друга клиноформ.

С формированием аккумулятивного склона шельф продвигается дальше от берега. Денудационный склон сложен коренными породами или совпадает со склонами барьерных рифов, соляных куполов или вулканов (см. рис. 17.2 В). Из-за неравномерного погружения отдельных блоков земной коры, на склоне образуются ступени (Сев. Америка), грабены или горсты (Австралия). Основные формы рельефа склонов имеют эрозионный генезис. Они изрезаны многочисленными разной глубины, прямыми или извилистыми, короткими или длинными ложбинами, руслами, желобами, образованными суспензионными потоками, сносящими материал с шельфа. На крутых склонах развиты обвалы, а на пологих склонах и у их подножия — оползни, имеющие бугристый рельеф .Наиболее крупными формами рельефа континентальных склонов являются каньоны. Большая их часть находится на продолжении подводных долин как крупных рек (Инд, Брахмапутра, Конго, Амазонка и др.), так и менее значительных. Некоторые каньоны не связаны с речными долинами, как, например, каньон Акула в Черном море у мыса Пицунда. Форма каньонов в поперечном сечении различная, иногда представляет собой ущелье. Ширина каньонов — 10-15 км, глубина — до 1000 м, реже больше, уклоны дна — 10-12°. На склонах развиты оползни (рис. 17.7). Многие каньоны имеют разветвленные верховья. На дне прослеживаются уступы, образованные поперечными по отношению к простиранию каньонов сбросами или сдвигами. По каньонам выносятся на континентальное подножие грубые и тонкие наносы. Со скоростью до 100 м/сек проносятся турбидитовые (мутьевые) потоки. С течением времени каньоны заполняются тонкими осадками.

Каньоны имеют эрозионное и тектоническое происхождение. Об этом свидетельствует их форма в плане: извилистая, созданная эрозией, и прямолинейная, возможно, связанная с радиальными разломами. Образование последних объясняют напряжениями, возникающими в пределах склона в результате противоположно направленных движений — медленного поднятия материковых платформ и медленного опускания ложа океанов (Р. К. Клиге, О. К. Леонтьев и др.). Некоторые каньоны стали образовываться, по всей вероятности, еще в неогене, а возможно, и раньше, судя по возрасту осадков конусов выноса, развитых в их устьях. Но интенсивное врезание рек, вынос с шельфа большой массы взвесей терригенного материала мутьевыми потоками и углубление ими

каньонов происходило в четвертичное время в периоды низких положений уровня Мирового океана во время оледенений (Г. Г. Матишов). На Антарктическом шельфе в образовании каньонов

принимали участие переохлажденные воды, стекающие по склону и производящие эрозию.

Подножие континентального склона — область интенсивного прогибания и осадконакопления, где оседает более 90 % материала, приносимого с суши. Мощность осадков — от 3 до 10 км

и даже больше. В основном это турбидиты и контуриты — отложения длительно действующих придонных течений, например, Антарктико-Атлантического. Местами ими сложены аккумулятивные валообразные возвышенности высотой в сотни метров, шириной в десятки,

а длиной во многие сотни километров (О. К. Леонтьев и др.). Основной же рельеф подножий — это аккумулятивная равнина, полого наклонная (О-Г), почти ровная, реже холмистая из-за оползней (см. рис. 17.6) или волнистая, находящаяся на глубине 2-4, реже 5 км, сочленяющаяся с абиссальными равнинами. На большей своей части она образована слившимися конусами выноса мутьевых потоков, лавинно низвергающихся с континентального склона по подводным каньонам. Крупнейшими являются конусы выноса рек Инда, Амазонки, Ганга с Брахмапутрой и др. Река Инд выносит ежегодно около 500 млн τ осадков, а реки Ганг с Брахмапутрой более 2 млрд т. Поэтому

эти реки имеют гигантские конусы выноса (рис. 17.8), мощность осадков в которых, по данным сейсмоакустики, составляет от 5-8 до 13 км (Г. А. Сафьянов, В. Л. Меншиков и др.). Их возраст, возможно, от раннего мела до голоцена. Длина конусов достигает 3000 километров, а ширина — 1000 км. Поверхность их в верхних и средних частях более выпуклая, чем в нижних, волнистая, изборождена системой многочисленных эрозионных, часто извилистых или разветвленных ложбин, каналов, желобов-долин, обрамленных, как естественными дамбами, громадными (до 200-300 м высотой) прирусловыми валами. Глубина центральных русел достигает 100-250 м (Амазонка), а второстепенных — 50-80 м. Осадки в руслах песчаные, гравийные, реже мелкогалечные, слоистость косая. Межрусловые участки сложены алевритами и тонкослоистыми турбидитами. При повышении уровня океана происходит заполнение русел более тонкими осадками — 346 илами, а при понижении уровня русла врезаются и продвигаются к нижней части конуса. Русловые фации глубоководных конусов служат литологическими ловушками углеводородов. В плане многие конусы выноса асимметричны, русла в них в Северном полушарии

смещаются вправо, а в Южном — влево, что свидетельствует о действии сил Кориолиса на русловые потоки, текущие не только на суше , но и под водой.

Туристы, отправляющиеся к озеру Рица, могут полюбоваться необыкновенно красивым Юпшарским ущельем, которое часто называют «Каменным мешком». Именно через него проложена дорога к озеру.

Юпшарские ворота

Есть в каньоне самое узкое место, которому дали название Юпшарские ворота. В этом месте ущелье сужается до 20 метров. Если посмотреть наверх, взгляду открывается узкая полоса неба между 500-метровыми склонами скал. Именно поэтому каньон и назвали «Каменным мешком». Свет солнца практически не попадет в ущелье, по этой причине здесь всегда влажно и прохладно. Благодаря этим условиям, склоны скал густо поросли различной растительностью.

За Юпшарскими воротами каньон идет круто вверх, здесь неподалеку расположен «Камень поцелуев» и смотровая площадка «Прощай, Родина». С нее открываются удивительные виды на окрестности. С ней также связано предание, которое гласит, что во время Второй Мировой войны именно с этого склона упал и разбился автобус с русскими солдатами.

Добираться до Юпшарского каньона желательно на экскурсионном автобусе, отправляющемся с абхазского вокзала. По пути следования можно увидеть несколько интереснейших достопримечательностей страны. Для бывалых автотуристов несложно будет найти его и на собственном автомобиле.

Юпшарский каньон – одна из самых прекрасных достопримечательностей Абхазии. Это оценили уже миллионы туристов. Каждый год сюда устремляются все больше любознательных путешественников, чтобы полюбоваться величием природы и восхититься ее красотой.