Юрьев монастырь великий новгород

Проезд автобусом №7, 7А от вокзала или остановки «Сенная площадь».

Время в пути: 20 минут. Стоимость проезда 27 рублей. Расписание на сайте transport.nov.ru и в «Красной Избе».

Он-лайн карта движения автобусов

Действующий мужской монастырь XII века, расположенный у истоков Волхова, близ озера Ильмень, является частью грандиозной природной панорамы, которую оживляют небольшие каменные храмы южных окрестностей города. Это южный форпост Великого Новгорода, основанный великим киевским князем Ярославом, при крещении получившим имя Георгий (в честь Георгия Победоносца). Свято-Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли. Название монастыря впервые упоминается в летописи в связи с постройкой собора Св. Георгия в 1119 году. Главный храм Юрьева монастыря удивительно гармоничен, будто высечен из куска белого камня. В нем можно увидеть фрагменты фресковой живописи XII в. В архимандритском корпусе Юрьева монастыря находится Новгородское епархиальное духовное училище.

Существует и легендарная дата основания Юрьева монастыря — 1030 год. Тогда, после победы над чудью, князь Ярослав Мудрый в честь своего небесного покровителя Георгия (Юрия) основал город Юрьев (Тарту, Эстония) и построил храмы в Новгороде и Киеве. Для храма в Новгороде избрали место на пути к загородной резиденции, которая находилась в селе Ракомо на берегу озера Ильмень. Здесь и возник монастырь.

Самые ранние документальные сведения относятся к 1119 году, когда князь Всеволод Мстиславович заложил «церковь камену во имя Георгия, а мастер трудился Петр». Георгиевский собор вместе с церковью Благовещения, возведенной в 1103 году напротив, на Городище, образовывали подобие пропилей, через которые попадали в город. Значение Георгиевского собора подчеркивалась тем, что при нем велась княжеская летопись, а сам храм использовался как усыпальница новгородских князей. Здесь похоронены мать и брат Александра Невского, Дмитрий Шемяка и другие. Своими размерами (высота — 32 метра, длина — 26, ширина — 24), смелыми вытянутыми пропорциями, активно выявленной башей, динамичной композицией трехглавия, а также парадностью и тожественностью интерьера, включая пышные хоры, собор поражает и сейчас. В середине XII века он был расписан. В 1902 году старую живопись «поновили», а фактически переписали. Подлинные фрески сохранились на откосах окон и в верхней части лестничной башни, где еще в древности была устроена небольшая церковь. Надо подняться по 93 ступеням, и колоссальные фигуры святых, будто рожденные светом, льющимся из огромных окон, окружат вас, сделают участником литургии.

Юрьев монастырь был одним из самых крупных собственников. Его земли располагались в различных местах: от верховьев реки Ловати до Онеги, от Шелони до Сестринского стана в Волоколамском уезде близ Москвы. В новгородском кремле монахи имели свой житный двор, а на торгу — лавки. Даже в конце XVII века, когда часть владений у монастыря была изъята, остались приписанными к нему 15 мелких монастырей, тысячи крестьян, обширные угодья, рыбные промыслы, ремесленные мастерские, солеварни, дарованные великокняжескими и патриаршими грамотами. Новый расцвет Юрьева монастыря приходится на первую половину XIX века, когда на средства графини А.А. Орловой-Чесменской, «духовной дочери» игумена Фотия, были приведены в порядок старые здания и построены новые.

В XIX-начале XX веков в монастыре был прекрасный сад и цветники, от него были проложены дороги на Орловскую мызу к дому А.А.Орловой-Чесменской и в Новгород. Вдоль дорог были посажены ивы. Эти 150-летние деревья сохранились и сейчас.

Комплекс сооружений Юрьева монастыря и сегодня кажется грандиозным, хотя он еще не полностью отреставрирован. В него входят 52-метровая колокольня, и пять корпусов: Восточный, с мрачной тюремной камерой; Южный — с церковью Неопалимой купины; Архимандритский — со Спасским собором, под спудом которого были похоронены владыка Фотий и А.А.Орлова-Чесменская; над Северным возвышается колокольня; а с востока к нему примыкает церковь и Крестовоздвиженский собор (1823). Его голубое пятиглавие с яркими золотыми звездами привлекает внимание издалека. Собор приземист, тяжеловат, но удобен для проведения службы.

Монастырь открыт для всех желающих.

д. Юрьево. Проезд автобусом №7, 7А от вокзала или остановки «Сенная площадь».

Время в пути: 20 минут. Стоимость проезда 22 рубля. Расписание на сайте transport.nov.ru

Программа Новгородского областного телевидения: «По святым местам Новгородской земли. Свято-Юрьев монастырь»

История

«Святой Георгий» — храмовая икона, одна из древнейших в России

Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Поскольку в это время он находился в Киеве, то строительство собора было поручено игумену Юрьева монастыря Кириаку и сыну Мстислава новгородскому князю Всеволоду. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Пётр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей.

Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками (уничтожены в XIX веке). 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца епископом Новгородским Иоанном при юрьевском игумене Исайе (Кириак, начавший строительство, умер за два года до освящения храма).

Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нём погребли Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1203 году были погребены принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году — князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Шемяка.

В середине XVI века из собора в Москву по указанию Ивана Грозного была перенесена икона Устюжского Благовещения.

В 1807 году при ремонте Георгиевского собора по указанию епископа Старорусского и викария Новгородского Евгения были проведены раскопки, позволившие обнаружить там ряд каменных саркофагов. В 1830-х годах при архимандрите Фотии (Спасском) была проведена реставрация собора, в ходе которой практически полностью были уничтожены фрески XII века: их сбили со стен, использовали для подсыпки при планировке территории монастыря, частично выбросили. Оригинальная фресковая живопись сохранилась только в верхней части лестничной башни (в северо-западном куполе собора), где располагалась небольшая церковь, предназначенная для закрытых монашеских богослужений. Здесь в нижнем регистре фресок между окнами расположены образы Спасителя и Богоматери Одигитрии, святого Георгия, преподобного Саввы Освященного (?) и святителей. Выше, тоже по кругу, изображены преподобные отцы. С восточной стороны между ними стоит Богоматерь Оранта. На самом верху сохранились медальоны с четырьмя евангелистами; утраченным от времени оказался лишь образ Христа Вседержителя. Собор же был полностью расписан заново. В это же время в нём был установлен новый семиярусный иконостас, в котором среди прочих установили древнейшие иконы собора, на которые надели богато украшенные драгоценные ризы. В 1898 году новые фрески были сбиты в ходе очередных ремонтных работ. Для создания нового фрескового цикла пригласили иконописца М. Н. Сафонова. Эта роспись и дошла до наших дней. В 1902 году отреставрированный собор был освящён архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным).

В 1920 году Юрьев монастырь был закрыт, богослужения в Георгиевском соборе были прекращены. В 1930-х годах в ходе реставрации были уничтожены ризничная, паперть (1706 года), придел и рака святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, галерея, семиярусный иконостас XVIII века с древними иконами (исчезли бесследно), вскрыты и уничтожены полы, крытые чугунной плиткой, и древние захоронения под ними.

Собор и монастырь были возвращены Русской православной церкви в 1991 году, в летний период в Георгиевском соборе проходят богослужения.

В 2013—2014 годах археологическими раскопками под руководством Владимира Седова внутри большей части собора (кроме северного придела) восстановлен уровень пола на XII век, а также обнаружены остатки сбитых Фотием первоначальных фресок, использовавшихся для поднятия пола. Помимо остатков фресковой живописи, на фрагментах штукатурки найдены фрагменты древнерусских надписей-граффити летописного типа, сообщающих о событиях XII века (о смерти детей Ярослава Новгородского, о пожаре в церкви Троицы и др.). В июле 2014 года внутри Георгиевского собора среди десятков кириллических надписей были обнаружены два кратких глаголических граффити (№№ 26–27).

В 2015 году в храме археологи нашли гробницу с мощами святого архиепископа Феоктиста (XIV век).

В 2016 году московские археологи нашли загадочные каменные саркофаги XII века у стен Георгиевского собора в центральной части православной обители. Один саркофаг совершенно пуст, в другом находятся останки сразу шести рослых и нестарых мужчин. Член-корреспондент РАН Владимир Седов предположил, что в нём могли последовательно хоронить людей, занимавших в монастыре одну из должностей — например, келарей или экономов. Или же это была родовая усыпальница новгородских бояр, которые в ту пору нередко становились монахами. В любом случае это были не рядовые захоронения. Об этом свидетельствует и место погребения, и то, что подобные саркофаги в домонгольский период на Руси были очень дороги.

  • Святительский чин (фреска XII века)

  • Настенная живопись собора с фрагментом древней фрески (посередине внизу)

  • Вид с хоров. Белый участок в прошлом закрывался иконостасом

  • Роспись на стенах и куполе (2018)

Архитектурные особенности

Георгиевский собор в начале XX века

Георгиевский собор имеет размеры: длина 26,8 метров, ширина 18,3 метра, высота 32 метра и является самым большим из храмов Юрьева монастыря (в Новгороде собор по своим размерам уступает только Новгородской Софии). В отличие от внутреннего убранства изначальный внешний облик собора практически полностью сохранился (в ходе реставраций 1931—1935 годы были убраны все его многочисленные пристройки, построенные в различное время).

Георгиевский собор имеет смешанную кладку стен (сочетает каменные блоки и кирпич). Оригинальная кровля была позакомарной и покрыта свинцовыми листами, позднее её заменили четырёхскатной, сохранившейся до настоящего времени. Собор увенчан тремя асимметрично расположенными главами: главный купол венчает средокрестие, второй купол (внутри него располагался особый придел для уединённой монашеской службы) поставлен над квадратной лестничной башней, пристроенной к северо-западному углу собора сбоку от нартекса, а третья малая глава уравновешивает вторую.

Собор крестово-купольный, шестистолпный, трёхнефный, имеет три алтарных апсиды. В соборе устроены хоры для присутствия на богослужении князя и его семьи. На хорах располагались два придела: Благовещения и святых Бориса и Глеба.

> См. также

  • Собор Антониева монастыря — наиболее близкий по архитектуре памятник начала XII века

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *